Симоненко Мария Владимировна - учитель логопед ОУ
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью — необходимое условие формирования успешной личности. Приходя в первый класс, ребёнок должен говорить чисто, в соответствии с нормами родного языка.В настоящее время приходится констатировать, что увеличилось количество детей с речевыми нарушениями в начальной школе. Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта. Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо-моторных координаций).Названные функции либо задержаны в своём развитии, либо имеют искаженное развитие. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.
Главными задачами учителя-логопеда являются:
своевременное выявление и преодоление расстройств устной и письменной речи; восполнение пробелов в учебной деятельности, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.
Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:
- развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики,речевого дыхания, просодики речи, формирование звукового анализа и синтеза ;
- постановка и автоматизация дефектных звуков;
- коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;
- формирование связной речи, навыков построения связного высказывания;
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания
- развитие зрительной памяти и внимания
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
- развитие пространственных представлений и ориентации
- развитие представлений о времени
- развитие слухового внимания и памяти
- развитие различных видов мышления
Используются следующие программы:
- «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» Г.А. Каше;
- «Программа работы с детьми с общим недоразвитием речи» Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина.
В работе используются следующие методики:
- «Преодоление нарушения письма» Е.В. Мазанова;
- «Коррекция устной и письменной речи»Л. Ефименкова;
- «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» И.Н. Садовникова.
В рамках здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционной работы используются:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- система упражнений с использованием речедвигательной ритмики ,по методике А.Я.Мухиной.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата можно если изменять форму и содержание обучающих занятий , использовать комплексно- игровой метод организации занятий. Сюжетно- тематическая организация занятий целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов, для реализации потенциальных возможностей детей. Организационно-сюжетная основа занятий может быть разнообразной: Использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, воображаемых путешествий, поездок, презентаций к уроку. Использование различных способов активизации слуховоговнимания: аромотерапия, музыкальные и релаксационные моменты. Все занятия ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Комментарии профсоюза работников народного образования и науки РФ
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Для родителей будущих первоклассников